25 февраля Православная церковь чтит память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Во многом благодаря этому человеку Москва стала столицей России, а само Московское царство собралось из обломков прежней, домонгольской Руси. Сильный духом, умный и талантливый митрополит фактически управлял всем Московским княжеством при трех князьях. Именно его усилиями Москва окончательно утвердилась в качестве главного претендента на роль собирательницы земель русских, закрепив за своими князьями великое княжение владимирское; он же добился у ордынских ханов веротерпимости по отношению к православию.
Ловец людей
Алексий родился на рубеже XIII–XIV веков в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. По преданию, еще отроком он узнал о своем будущем предназначении: принялся ловить птиц сетью — и вдруг услышал глас с неба: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». Так отрок выбрал стезю — вступил в московский Богоявленский монастырь и провел более 20 лет в иноческих подвигах. Здесь он получил звание митрополичьего наместника и, можно сказать, стал «церковным юристом» — заведовал судебными делами Церкви.
В те времена Русская церковь должна была отстаивать свою независимость — ордынцы требовали у жившего в Москве владыки Феогноста платежа со всего духовенства, а князья юго-западной Руси, недовольные тем, что глава Русской церкви избрал местом своего пребывания Москву, принимали митрополитов, назначенных по старому обычаю — из греков. Чтобы купить у монголов право на самостоятельность, Феогност вынужден был лично ехать в Орду, унижаться и раздарить около 600 рублей местным вельможам.
Митрополит Феогност умер от «моровой язвы» — во время эпидемии чумы — и перед смертью назначил своим преемником Алексия, к тому времени имевшего сан епископа Владимирского. Стараясь положить конец нестроениям и распрям в Русской церкви, подогреваемым удельными князьями и Литвой, Алексий отправился в Константинополь к вселенскому патриарху Каллисту и получил у него право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути корабль святителя едва не погиб из-за сильной бури и спасся, по преданию, лишь благодаря данному Алексием обету построить обитель, если кораблю удастся пристать к берегу.
Орда
По примеру Феогноста, Алексий часто ездил в Орду, отстаивая привилегии, полученные Церковью. Монголы прониклись уважением к благочестивому главе Церкви и уверовали в то, что он обладает чудодейственной властью.
Это ярко проявилось в 1357 году, когда хан Узбек вызвал Алексия в Сарай, чтобы он исцелил его ослепшую жену Тайдулу. Сам Алексий в свои силы не верил. «Прошение и дело превышает меру сил моих, но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры», — сказал он. И действительно, по его молитве окропленная святой водой супруга хана исцелилась. В благодарность за это ханша пожаловала святителю ярлык, где подтверждала все прежние привилегии: в обмен на согласие молиться за ханов Русская церковь освобождалась от дани, любых поборов и притеснений со стороны светских властей.
Монашество
После смерти великого князя Ивана Ивановича Красного святитель взял под свою опеку его малолетнего сына — Димитрия, в будущем Донского. В Москве Алексий основал несколько новых обителей — монастырь Спаса Нерукотворенного Образа на Яузе в Москве (впоследствии известен как Андроников монастырь), знаменитый Чудов в Московском Кремле, Симонов монастырь, первую женскую общежительную обитель, названную Алексеевской в его честь. Тем самым Алексий способствовал распространению на Руси общежительного монашества.
Святитель Алексий прожил долгую жизнь — 78 лет, и 24 года из них он был главой Русской церкви. За это время он поставил 21 епископа. Почил Алексий 12 февраля 1378 года. По завещанию, его погребли в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены в стенах этой обители спустя полвека, во время восстановительных работ. С 1947 года они покоятся в Елоховском Богоявленском соборе Москвы.